Новости пожарной безопасности

Новости пожарной безопасности

Что необходимо знать об организации и проведении проверок

15.01.2016

Что необходимо знать об организации и проведении проверок 1. Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375.

Существует два вида проверок: плановые и внеплановые.

Плановые проверки должны проводиться по предварительно утвержденному графику, с предварительным информированием за три рабочих дня. При внеплановой проверке обязаны уведомить за сутки до них с уведомлением прокуратуры.

По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Основанием для поведения внеплановой проверки является:

    истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
    поступление заявлений о фактах:
    возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внимание!

О проведении проверок можно узнать воспользовавшись нашим веб-сервисом Проверить себя в реестре плановых проверок

2. При прибытии в организацию для проверки инспектор обязан:

    предъявить служебное удостоверение;
    ознакомить уполномоченного представителя организации с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя ГПН МЧС о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения;
    вручить под роспись заверенные печатью копии распоряжения или приказа уполномоченному представителю юридического лица.

Инспектора ГПН имеют право осуществлять надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

Инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

3. Фактически инспектор зачастую обращает внимание на следующие моменты в деятельности проверяемой организации:

    наличие приказа о соблюдении правил пожарной безопасности и о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность по организации, по структурным подразделениям;
    наличие планов эвакуации на случай пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации);
    наличие средств оповещения на случай пожара (акт приемки);
    наличие автоматической противопожарной сигнализации (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения);
    ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия;
    наличие инструкции по пожарной безопасности;
    наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности;
    наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки);
    наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода);
    обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне;
    наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стеллажей и т.п;
    состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов).
    протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
    наличие аварийного освещения, либо электрических фонарей;
    наличие замков на электрощитах, наличие исполнительной схемы, наличие маркировки электрощита;
    договор на обслуживание электросетей;
    наличие перегрузок питающих линий (подключение дополнительных токоприемников без учета допустимой нагрузки электросети);
    наличие времянок;
    наличие скруток в проводах;
    наличие некалиброванных плавких вставок;
    наличие электропроводки с поврежденной изоляцией;
    пользование плитками, кипятильником, чайником в помещениях, не предназначенных для приема пищи;
    наличие специальных мест для курения, оборудованных пепельницами и урнами;
    наличие табличек на дверях с фамилией ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану;
    при наличие противопожарных дверей – сертификат на них.

4. По итогам проверки составляется акт.

В нем указывается:

    дата, место и время составления акта проверки;
    наименование органа контроля (надзора);
    номер и дата распоряжения либо приказа о проведении проверки;
    ФИО и должности должностного лица, проводивших проверку;
    наименование проверяемого юридического лица (частного предпринимателя), ФИО и должность начальника, иного должностного лица либо уполномоченного представителя юрлица (ИП), находившихся при проведении проверки;
    дата, время, место и продолжительность проведения проверки;
    сведения об итогах проверки, в том числе о выявленных нарушениях необходимых требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
    сведения об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки начальника, иного должностного лица либо уполномоченного представителя юрлица (ИП), находившихся при проведении проверки;
    о наличии их автографов либо об отказе от совершения подписи, и вдобавок сведения о внесении в издание учета испытаний записи о совершённой проверке или о невозможности внесения таковой записи в связи с отсутствием у юрлица (ИП) указанного издания;
    подписи должностного лица, проводивших проверку.

К акту проверки прилагаются, в том числе:

    объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
    предписания об устранении нарушений или предписания по устранению несоответствия.

По окончании проверки инспектор делает запись в «Журнале учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля».

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Внимание!

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе:

    проверять выполнение требований установленных правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора);
    проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
    проверять выполнение требований установленных правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    осуществлять плановую или внеплановую проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;
    требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
    превышать установленные сроки проведения проверки;
    осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

В случае несогласия с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений проверяемое лицо вправе в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля письменные возражения и приложить к таким возражениям документы, подтверждающие их обоснованность.

Назад к списку новостей